Как отзываются листья о тех кто остался

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, —
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором — в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) — они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них — тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом — «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим.

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
Листья
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят, Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе Играли с лучами, Купались в poce.
Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим.
Ф.Тютчев
Какие слова ты выберешь для характеристики песни листьев? Отметь их
__ медленная __ тревожная
__ печальная __ озорная
__ стремительная __ лёгкая
__ энергичная __ легкомысленная

Как ты понимаешь слово «докучные»? Ответ запиши. _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
За кем хотят отправиться листья? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.
Поясни, почему листья называют себя «лёгкое племя». ______
________________________________________________________
________________________________________________________
Раздели текст на части по временам года. О каком времени года ничего не говорится. _________________________________________
__________________________________________________________________
По мнению листьев, для кого они висят? Ответ запиши. _____________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Листья каких деревьев не улетят вместе с остальными? Найди ответ в тексте, подчеркни названия этих деревьев зелёным цветом.
Как отзываются улетающие листья о тех, кто остаётся? Выпиши ответ из текста.__________________________________________________________
________________________________________________________________
В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.
__ стихи
__ русские народные песни
__ сказки
Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вариант 2

Прочитай текст. Выполни задания.
Зима
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы И зима настала.
И. Суриков
1. К какому жанру относится прочитанный текст? Отметь правильный ответ
__ рассказ
__ басня
__ стихотворение

2. Найди в стихотворении сравнение. Подчеркни его волнистой линией.
3. К какому типу текста можно отнести это стихотворение? Отметь правильный ответ.
__ рассуждение
__ описание
__ повествование
4. Какая картина рисуется в твоём воображении при чтении этого стихотворения? К какому жанру живописи её можно отнести? Ответ запиши.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Подбери синоним к слову «крепко», использованный в стихотворении. Ответ запиши ____________________________________________________
6. Как ты думаешь, в произведении описывается начало, середина или конец зимы? Найди в тексте ответ и подчеркни его синим цветом.

7. В какой части стихотворения есть главное слово. Восстанови последовательность этих слов в тексте стихотворения. Впиши соответствующие цифры в клеточки.
__ поле
__ солнце
__ лес
__ снег
8. Прочитай выражения. Какой приём использует автор в этих выражениях? Ответ запиши.

Тёмный лес заснул крепко, непробудно
_______________________________________________________________
9. Какое настроение передано автором в этом стихотворении? Какие слова подтверждают твою точку зрения? Выпиши их. ________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Проверочная работе по теме «Великие русские писатели»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
Жил мельник. Жил он, жил и умер,
Оставивши своим трем сыновьям
В наследство мельницу, осла, кота
И. только. Мельницу взял старший сын,
Осла взял средний; а меньшому дали
Кота. И был он крепко не доволен
Своим участком. «Братья, — рассуждал он, —
Сложившись, будут без нужды; а я,
Изжаривши кота, и съев, и сделав
Из шкурки муфту, чем потом начну
Хлеб добывать насущный?» Так он вслух,
С самим собою рассуждая, думал;
А Кот, тогда лежавший на печурке,
Разумное подслушав рассужденье,
Сказал ему: «Хозяин, не печалься;
Дай мне мешок да сапоги, чтоб мог я
Ходить за дичью по болоту — сам
Тогда увидишь, что не так-то беден
Участок твой».
В. Жуковский
1. Что оставил мельник своим сыновьям? Каким словом названы мельница, осёл и кот? Запиши _____________________________________________
2. Как ты понимаешь выражение «И был он крепко не доволен своим участком»? Ответ запиши. __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Из какого произведения данный отрывок? Название запиши. ____________
__________________________________________________________________
4. Каким синонимом можно заменить слово «крепко» в выражении «И был он крепко не доволен»? Запиши ____________________________________
5. Что оставил мельник в наследство своим сыновьям? Запиши .
Старший сын ________________
Средний сын ________________
Младший сын ________________
6. Что делают на мельнице? Ответ запиши. ____________________________
__________________________________________________________________
7. Обьясни, почему Кот попросил мешок да сапоги, чтобы ходить за дичью. Ответ запиши. __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Отметь верное значение слова «муфта», использованного в прочитанном тексте.
_____ меховой нарукавник для согревания рук
_____ металлическая трубка для соединения частей машины
9. В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.
___ басни
___ устное народное творчество
___ авторские сказки
10. Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Вариант 2
Прочитай текст. Выполни задания.
За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе — на земле Жил старик в одном селе. У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счетом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать, Как бы вора соглядать. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. П. Ершов
Из какого произведения данный отрывок? Напиши название. ________
__________________________________________________________________
Каким словом можно заменить слово «недалече» в выражении «недалече от села»?. Запиши ________________________________________
Какую характеристику даёт автор каждому из сыновей старика? Запиши.
Старший — ________________________________________________________
Средний – и так и сяк.
Что это значит? Поясни. ____________________________________________
__________________________________________________________________

Младший — _______________________________________________________
Как ты понимаешь слово «шевелить» в выражении «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»? Ответ запиши. __________________________
________________________________________________________________________
Как зарабатывали деньги старик с сыновьями? Ответ запиши. _______
__________________________________________________________________
Каким подходящим по смыслу словом можно заменить слово «отродяся» в выражении «Мужички такой печали отродяся не видали»?
_____ никогда
_____ всегда
Какое горе случилось у старика с сыновьями? Ответ запиши. ________
__________________________________________________________________
Подбери синоним к слову «караулить». __________________________
9. В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.
___ басни
___ устное народное творчество
___ авторские сказки
10. Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
«Первый снег»
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло
И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
И. Бунин
1. К какому типу текста можно отнести прочитанное произведение? Отметь правильный ответ.
___ повествование
___ описание
___ рассуждение
2. Как ты понимаешь значение слова «пурпурный» ? Ответ запиши ________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. К какому жанру относится прочитанное произведение? Отметь правильный ответ.
___ рассказ ___ стихотворение
___ устное народное творчество ___ басня
___ сказка
4. Как ты думаешь, в произведении описывается начало, середина или конец зимы? Найди в тексте ответ и подчеркни его синим цветом.
5. Запиши название произведения. ___________________________________
6. Запиши имя автора этого произведения. _____________________________
7. Найди в тексте слова, которыми автор описывает поле после выпадения снега. Подчеркни его жёлтым цветом.
8. Как ты думаешь, почему автор называет поле и сад пустынными? Ответ запиши.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Какой приём использует автор в строчке «над широкой белой скатертью полей»? Ответ запиши. ______________________________________________
__________________________________________________________________
С чем ещё можно сравнить поле, занесённое снегом? Придумай и запиши своё сравнение. ______________________________________

Вариант 2
Прочитай текст. Выполни задания.
ВЕСНА В СТЕПИ
Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?
Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;
Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.
Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,
Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою,
Новой жизнию
Веет теплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится.
И. Никитин

О каком времени года рассказывается в произведении? Ответ запиши.
_______________________________________________________________
Как ты понимаешь значение выражения «уберись в цветы, в бархат зелени»? Ответ запиши. ________________________________________
________________________________________________________________
Найди в тексте описание росы и подчеркни его синим цветом, описание неба– красным, солнца – жёлтым.
Какой приём использует автор, описывая росу, небо, солнце? Ответ запиши._________________________________________________________
Какое из толкований относится к слову «дубрава»? отметь правильный ответ.
__ изделие, сделанное из дуба
__ лес, в котором преобладают дубы
__ опушка леса
Для чего автор использует такие слова: «пораскинулось», «жизнию», а не «жизнь», « раскинулось»? Ответ запиши. ______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
К какому жанру относится прочитанное произведение? Отметь правильный ответ
_____ закличка ___ песня ___ стихотворение
Что призывает автор? ________________________________________
Какие похожие тексты ты помнишь? Запиши как они называются. _______
________________________________________________________________
Почему автор обращается к степи, как к живому существу? Как называется такой приём? Ответ запиши. _________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
10 . Какие слова из текста подтверждают твой ответ? Выпиши их. _____
________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме « Литературные сказки»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям: — Дочери мои милые, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы.
Старшая дочь поклонилась отцу и говорит : — Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных.
Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит: — Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне тувалет из хрусталю восточного
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит: — Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне.
С. Аксаков

Из какого произведения данный отрывок? Запиши название ________
_______________________________________________________________
Как ты понимаешь значение слова «именитый» в сочетании «именитый человек»? Запиши. __________________________________________
________________________________________________________________
Каким словом заменено слова «камни» в данном отрывке? Найди его и подчеркни одной чертой. Сколько раз повторяется это слово? Запиши цифрой. ______________________________________________________
Как ты понимаешь выражение «серебряная казна»? Ответ запиши. ___
_______________________________________________________________
Что попросили старшая и средняя дочери? Из каких материалов сделаны эти подарки?
Старшая попросила _______________________, сделанный из _______________________________________________________________.
Средняя попросила _______________________, сделанный из _______________________________________________________________.
Как ты думаешь, что означал поклон детей в ноги родителям в то время (данное произведение записано в 19 веке)? Запиши ________________
________________________________________________________________
Почему купец любил своих дочерей очень сильно? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.
Отца в произведении дочери называют «батюшкой». А как называли бы мать? Ответ запиши. _______________________________________
В какую книгу можно было поместить прочитанный текст? Ответ запиши. ___________________________________________________
Приведи доказательства. _____________________________________
________________________________________________________________

Вариант 2
Прочитай текст. Выполни задания.
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». Он, конечно, был пророк; Что сказал сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царём Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал.
В. Жуковский
1. Из какого произведения данный отрывок? Запиши название. ___________
__________________________________________________________________
2. Как ты понимаешь значение слова «пророк»? Ответ запиши. ___________
__________________________________________________________________
3. Кто предсказал царице рождение дочки? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.
4. Кого позвал царь на пир?. Ответ запиши. ___________________________
______________________________________________________________________
Кто это? Как ты понимаешь это слово? _______________________________
_______________________________________________________________________
5. Сколько всего было чародеек? Ответ запиши цифрой. _________________________
6. Почему царь не позвал одну из них? Найди ответ в тексте и подчеркни его синим цветом.
7. Что произошло с дочкой царя? Что нарекла злая чародейка? ____________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8. Чем отличалась двенадцатая чародейка от остальных одиннадцати, кроме того, что она была злая и хромоногая? ________________________________
__________________________________________________________________
9. В какую книгу можно было поместить прочитанный текст? Ответ запиши.
_________________________________________________________________
Приведи доказательства. ______________________________________
_________________________________________________________________

  • WebUrokCom_502f79ccf92248
    Размер файла: 80 kB Загрузок: 4

Цели:

  • ознакомить учащихся с краткой биографией поэта, с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева;
    совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух;
  • воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе;
  • воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, листья и хвоинки.

Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”, музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы с вами отправились в одно из прекрасных времён года. Какое время года мы посетили? (Приложение, слайд 1)
– Картина какого художника нам помогла побывать в гостях у весны? (И. Левитан «Весна. Последний снег»).
– Скажите с творчеством какого поэта мы начали знакомиться?
– Что вам было задано на дом?
– Я предлагаю вам ребята ещё раз послушать сообщение о Ф.И.Тютчеве.

Слово ученика о жизни поэта. (Приложение, слайд 2)

– Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу за границу. На чужбине он прожил 21 год. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов вышел, когда поэту исполнилось 50 лет. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение «Весенняя гроза» наизусть и научились его читать (2 уч).

3. Создание зрительного образа. Установка на восприятие стихотворения. Дыхательная гимнастика.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости в другое время года. Вы сейчас немного отдохните, постарайтесь представить ту картину, которую я буду описывать (звучит музыка). Дышите медленно и глубоко. (Приложение, слайд 3)
– Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья…
– Ребята, картину какого времени года вы увидели?
– В какое время года мы отправимся?
– Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая осень”. (Приложение, слайд 4) Мы с вами уже работали с этой картиной на ИЗО. Кто её написал? (И.И.Левитан). Как она называется? («Золотая осень»). В каком музее выставлена? Какие чувства она у вас вызывает? Легко ли вам выразить свои чувства обычными словами?

Подготовка речевого аппарата к работе

– Я думаю, все вы согласитесь с тем, что осень – самое красивое время года.
– Произнесите с разной интонацией (с безразличием, поставьте вопрос, радостно): осень – самое красивое время года.

5. Объявление темы и целей урока

– Ребята, кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
– Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?
– Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением “Листья”. Тема урока: “Ф.И.Тютчев «Листья»” (Приложение, слайд 5)
Наша цель – продолжить знакомство с его творчеством на основе анализа стихотворения, написанного в 1830 году, а также научиться понимать значение конкретных деталей в изображении природы.
– По названию можно определить о чем будет идти речь в стихотворении? (О листьях).

6. Работа над текстом стихотворения

– Я прочитаю стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», а вы послушайте и постарайтесь увидеть, понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь листьев, которых мы часто не замечаем?
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Определите тему стихотворения. (Листья).
– Какие чувства вы испытывали при прослушивании? (Веселье, радость, восторг, гордость).
– От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев).
– Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах).
– Докажите. (Листья играют, купаются, хотят улететь).
– Как этот приём называется в поэзии? (Олицетворение).
– Откройте учебник.

Чтение первой строфы учителем:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

– О чём первая строфа? (О соснах и елях, об иголках, которые всегда зелёные, но уже не свежие, вечнозеленые сосны и ели с их тощей зеленью всегда одинаковы и потому скучны).
– Почему зелень сосен и елей названа тощей?
– Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”? (Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться).
– В первой строфе речь идет о размеренной и спокойной жизни сосен и елей.
– Ритм строфы тоже спокойный и размеренный. Или нет? Почему? Как листья говорят о соснах и елях? (В первой строфе звучит неприятие однообразной и скучной жизни, спокойной жизни. Заносчиво, гордясь собой, зазнаются).

Самостоятельное (жужжащее) чтение 1 строфы уч-ся.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение второй строфы учителем:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе.

– О чем вторая строфа? (О листьях.).
– Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Почему листья называют себя «легким племенем»?
– Почему именно сосны и ели противопоставлены листьям? (В первой строфе — снег, метель, сон елей и сосен, скука и; во второй — блеск, разнообразие красок, красота. Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни).
– Назовите глаголы первой и второй строфы. (Приложение, слайд 6)

Заполнение таблицы:

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались

– Давайте, посмотрим на действие сосен и елей. (Однообразие, застой).
– Сравните, как живет это “легкое племя”? (Веселье, радость, движение).
– Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное».
– Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен.
– С каким чувством нужно читать эту строфу? (Радостно, с чувством гордости, превосходства, упоения жизнью).

Чтение второй строфы учителем и уч-ся хором.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение третей строфы учителем.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).
– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).
– Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели.
– Согласны листья с этим однообразием, с такой жизнью? (Нет).
– Какова мысль этой строфы? (У листьев нет жизни как у хвойных, они вынуждены завять, опасть. Они выбирают жизнь в движении.)
– Продолжаем выписывать глаголы, относящиеся к листьям:

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь

– Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.
– Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? (Дети находят значение слова «зефиры»).
– Это люди в Древней Греции придумали название для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово – «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идёт либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
– Как будем читать третью строфу? (Сначала с сожаленьем, а потом с вдохновеньем).

Чтение третей строфы уч-ся самостоятельно.
Один ученик читает выразительно вслух

7. Физминутка

Вот и мы с вами представим себя листиками и полетаем:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются)
Закружились (кружатся), полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам)

8. Работа над текстом стихотворения (продолжение)

Чтение четвёртой строфы учителем.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).
– В чем особенность просьбы листьев, как они просят ветер? (Это не мольба, а призыв).
Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.
– Какие глаголы можем выписать в таблицу?

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь
сорвите
умчите
ждать не хотим
летим

– Мы записали глаголы, которые обозначают стремительное действие.
– Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это).
– Посмотрите на таблицу, сравните глаголы, скажите какой характер листьев? (Неугомонные, весёлые, жизнерадостные, смелые, отчаянные).
– Какие две жизни, два стиля жизни показаны в стихотворении? (Долгий, однообразный и не долгий, активный, энергичный).
– Поэт и нам предлагает сравнить и подумать: какая жизнь лучше?

9. Рефлексия

– А кого бы вы поддержали? Выберите: хвоинки – символ долгой и однообразной жизни или листья – символ яркой и краткой жизни.
– Мы разобрали стихотворение, давайте ещё раз вслушаемся в строки этого стихотворения. (Выразительное чтение стихотворения учеником).
– Посмотрите, вы показали своё отношение к жизни листьев. И нам видно, что весёлая и беззаботная жизнь вам ближе, значит, ваше детство можно назвать счастливым.

– Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
– Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Оцените статью
gidpotolok.ru
Добавить комментарий