Как подключить конденсаторный микрофон с фантомным питанием

6.1 Фантомное питание вида P48, P24 и P12

Зачастую существует путаница в различных, но на самом деле сходных видах фантомного питания. DIN 45596 определяет, что фантомное питание может быть достигнуто одним из трех видов стандартных напряжений: 12, 24 и 48 вольт. Чаще всего способ питания микрофона может меняться в зависимости от подаваемого напряжения. Индикация того, что микрофон получает питание, обычно отсутствует, но напряжения 48 вольт вольт будет рабочим наверняка.

6.2 Фантомное питание электретных микрофонов

Схема ниже (Рис.19) самый простой способ подключить электретный микрофонный капсюль к балансному входу микшерного пульта с фантомным питанием 48 вольт.

Рис.19 — Простейшая схема подключения электретного микрофона
к микшерному пульту

Учтите, что это лишь самый простой способ "пришпандорить" электретный микрофон к пульту. Подобная схема работает, но имеет свои недостатки, такие как высокая чувствительность к шуму фантомного питания, не балансное подключение (склонна к помехам) и высокое выходное сопротивление (нельзя использовать длинные кабели). Эта схема может быть использована для проверки капсюля электретного микрофона при подключении к микшерному пульту с помощью короткого кабеля. Также при использовании этой схемы шумы переходных процессов (например при включении или отключении фантомного питания, при присоединении к микшерному пульту, а так же отключении от него) имеют очень большой уровень. Другой недостаток этой схемы в том, что она не симметрично загружает питающую цепь фантомного питания. Это может сказаться на работоспособности некоторых микшерных пультов, особенно старых моделей (в некоторых микшерных пультах входной трансформатор может закоротить и сгореть, в этом случае пины 1 и 3 замыкаются через резистор 47 Ом).

На практике эта схема работоспособна при использовании с современными микшерными пультами, но она не рекомендуется для проведения реальной записи, либо всякого другого применения. Гораздо лучше использовать схему с балансным подключением, она значительно сложнее, но намного лучше.

6.3 Симметричная схема подключения электретного микрофона

Выход этой схемы (Рис.20) симметричный, и имеет выходное сопротивление 2 кОм, благодаря чему ее возможно использовать с микрофонным кабелем длинной до нескольких метров.

Рис.20 — Симметричная схема подключения электретного микрофона

Емкости в 10 мкФ, которые включены на выход пинов Hot и Cold, должны быть высококачественными пленочными конденсаторами. Их номинал может быть уменьшен до 2,2 мкФ если входное сопротивление предусилителя 10 кОм или более. Если вы по какой-то причине используете вместо пленочных конденсаторов электролиты, то следует подбирать конденсаторы рассчитанные на напряжение более 50 В. Кроме того, в параллель им необходимо включить пленочные конденсаторы в 100 нФ. Конденсаторы, включаемые в параллель со стабилитроном должны быть танталовыми, но при желании совместно с ними можно использовать пленочные конденсаторы в 10 нФ

Подключаемый кабель должен быть двужильным экранированным. Экран припаивается к стабилитрону и не припаивается к капсюлю. Распиновка стандартная для XLR разъема.
Источник: PZM Modifications web page by Christopher Hicks.

6.4 Улучшенная схема подключения электретного микрофона к фантомному питанию

Эта схема (Рис.21) обеспечивает меньшее выходное сопротивление чем схема рассмотренная выше (Рис.20):

Рис.21 — Альтернативная схема питания электретного микрофона
от фантомного питания микшерного пульта

В качестве биполярных PNP транзисторов могут использоваться BC479. В идеале они должны быть подобраны максимально одинаковыми, с целью минимального уровня шума и согласованности усиления. Имейте ввиду, что напряжение между коллектором и эмиттером может достигать 36 В. Емкости в 1 мкФ должны быть высококачественными пленочными конденсаторами. Схема может быть улучшена путем добавления конденсаторов номиналом 22 пФ параллельно резисторам 100 кОм. Для минимизации собственного шума резисторы номиналом 2,2 кОм должны быть точно подобраны.
Источник: PZM Modifications web page by Christopher Hicks.

6.5 Внешний блок фантомного питания

Это схема (Рис.22) внешнего блока фантомного питания, используемого с микшерными пультами, у которых фантомного питания нет:

Рис.22 — Внешний блок фантомного питания

Источник питания +48 В заземлен на землю сигнальную (пин 1). Напряжение +48 В может быть получено с использованием трансформатора и выпрямителя, с помощью батареек (5 штук по 9 В, итого 45 В, которых должно быть достаточно), либо с использованием DC/DC преобразователя, питаемого от батареи.

Между сигнальными проводами и землей должны быть по два стабилитрона на 12 В, включенные спина к спине, чтобы не допустить импульс в 48 В через конденсаторы на вход микшерного пульта. Резисторы, номиналом 6,8 кОм, следует использовать высокоточные (1%) для уменьшения уровня шума.

6.6 Получение напряжения +48 В для фантомного питания

В микшерных консолях напряжение фантомного питания обычно получают используя отдельный трансформатор, либо DC/DC преобразователь. Пример схемы, использующей DC/DC преобразователь можно найти на http://www.epanorama.net/counter.php?url=http://www.paia.com/phantsch.gif (схема одного микрофонного предусилителя от PAiA Electronics).

Если вы используете батарейка, то возможно вам будет полезно знать, что множество микрофонов, требующих фантомное питание, прекрасно работают и с напряжением меньше 48 В. Попробуйте 9 В, а затем увеличивайте его до тех пор, пока микрофон не начнет работать. Это гораздо проще, чем использовать DC/DC преобразователь. Однако необходимо помнить, что звучание микрофона, запитанного от меньшего напряжения, может сильно отличаться, и это следует учитывать. Пять батареек по 9 В обеспечат питание 45 В, которого должно хватить любому микрофону.

Если вы используете батарейки, закоротите из конденсатором, чтобы ограничить звуковой тракт от их шума. Для этого можно использовать конденсаторы на 10 мкФ и 0,1 мкФ в параллель с батарейками. Также батарейки могут использоваться с резистором на 100 Ом и конденсатором на 100 мкФ 63 В.

6.7 Влияние фантомного питания на подключаемый динамический микрофон

Подключение динамического микрофона двужильным экранированным кабелем ко входу микшерного пульта с включенным фантомным питанием не приведет ни к каким физическим повреждениям. Так что с наиболее популярными микрофонами проблем быть не должно (если они правильно распаяны). Современные динамические микрофоны с балансным подключением сконструированы таким образом, что их подвижные элементы не чувствительны к положительному потенциалу, получаемому от фантомного питания, и они прекрасно работают.

Множество старых динамических микрофонов имеют центральный отвод, заземленный на корпус микрофона и экран кабеля. Это может привести к короткому замыканию фантомного питания на землю и спалить обмотку. Легко проверить так ли это в вашем микрофоне. С помощью омметра проверяется контакт между между сигнальными выводами (2 и 3) и землей (вывод 1, либо корпус микрофона). Если цепь не разомкнута, то не используйте данный микрофон с фантомным питанием.

Не пытайтесь подключить микрофон с не балансным выходом ко входу микшерного пульта с фантомным питанием. Это может привести к повреждениям оборудования.

6.8 Влияние фантомного питания на другое аудио оборудование

Фантомное питание в 48 В это достаточно высокое напряжение, по сравнению с тем, с которым обычно работает обычное аудио оборудование. Необходимо быть очень внимательным и не включать фантомное питание на входах, к которым подключено оборудование, не предназначенное для этого. В противном случае это может привести к повреждению оборудования. В особенности это касается оборудования потребительского класса, подключенного к пульту через специальный адаптер/конвертер. Для безопасного подключения используется трансформаторная развязка между источником сигнала и входом пульта.

6.9 Подключение профессиональных микрофонов к компьютерам

Типичные компьютерные аудио интерфейсы обеспечивают питание напряжением лишь 5 В. Зачастую это питание носит название фантомного, но следует понимать, что оно не имеет ничего общего с профессиональной аудио техникой. Профессиональным микрофонам, как правило, требуется питание 48 В, многие из них будут работать и с напряжением от 12 до 15 вольт, но бытовая звуковая карта не сможет обеспечить и этого.

В зависимости от бюджета и технической подкованности, вы можете либо перейти на использование бытовых микрофонов, либо самостоятельно изготовить внешний блок фантомного питания. Можно использовать как внешний источник напряжения, так и встроенный в компьютер блок питания. Как правило, каждый компьютерный блок питания имеет выход +12 В, так что остается лишь подключить его правильном образом.

7. T-powering и A-B powering

T-powering новое название того, что ранее называлось A-B powering. T-powering (сокращение от Tonaderspeisung, так же рассмотренное в стандарте DIN 45595) было разработано для использования в портативных устройствах, и до сих пор широко распространено в звуковом кинооборудовании. T-powering в основном используется звукооператорами в стационарных системах, там, где требуется использовать длинные микрофонные кабели.

T-powering обычно имеет напряжение 12 В, подаваемое на балансную пару через резисторы на 180 Ом. Из-за разности потенциалов на микрофонном капсюле, при подключении динамического микрофона через его катушку начнет течь ток, что негативно скажется на звучании, а спустя какое-то время приведет к повреждению микрофона. Таким образом к данной схеме могут быть подключены микрофоны, специально предназначенные для питания по технологии T-powering. Динамические и ленточные микрофоны при подключении будут повреждены, а конденсаторные скорее всего не будут работать должным образом.

Микрофоны, использующие T-powering, с точки зрения схемотехники представляют собой конденсатор, и, следовательно, препятствуют протеканию постоянного тока. Преимуществом технологии T-powering является то, что экран микрофонного кабеля не обязательно подключать с обоих концов. Эта особенность позволяет избежать появления земляной петли.

Схема подключения микрофона, питаемого по технологии T-powering от внешнего источника, к микшерному пульту с симметричным входом, приведена на рисунке ниже (Рис.23):

Рис.23 — Схема внешнего питания T-powering

Примечание: схема придумана на основе знаний, полученных при изучении технологии T-powering. НА ПРАКТИКЕ ЭТА СХЕМА НЕ ПРОВЕРЯЛАСЬ.

8. Другая полезная информация

Микрофоны с балансным выходом можно использовать при подключении к не балансному входу, делая соответствующую разводку (это частая практика). Микрофоны с не балансным выходом, соответственно могут быть включены в симметричный вход, но никаких преимуществ это не дает. Не симметричный сигнал может быть преобразован в симметричный с помощью специального устройства — Di-Box.

Преамп для конденсаторного микрофона, вещь специфическая и нужная, хотя и не всем. Кто-то приобретает его, ну а кто-то делает сам! А предыстория этого проекта такова. В моей домашней студии есть три типа микрофонов: электретный, динамический и конденсаторный. Электретный я иногда подключаю к видеокамере при съёмке. Динамический используется для записи закадрового голоса в видеофильмах. А конденсаторный я применяю для закадрового голоса и при записи вокальных партий в песнях.

Электретный микрофон в этом проекте рассматриваться не будет. А вот про подключение динамического и конденсаторного микрофонов к звуковой карте компьютера мы и поразмышляем. Технические термины я раскрывать не буду, вы можете посмотреть их значения в интернете. Я постараюсь подать материал попроще – суть проекта именно в этом.

Для подключения микрофонов в линейный вход звуковой карты требуется предварительное усиление сигнала и согласование сопротивлений. В этом нам и поможет предварительный микрофонный предусилитель. Микрофонный вход компьютера мы не рассматриваем, он предназначен для электретных микрофонов!

С динамическими микрофонами дело обстоит попроще. Для них существует множество схем предусилителей – как простых, так и сложных. Их подключение может быть как симметричным, так и не симметричным. А вот с конденсаторными микрофонами ситуация иная! Для них требуется именно симметричное подключение и, так называемое, фантомное питание. Конечно, таких схем предусилителей тоже хватает, но всё же, в общем, их реализация посложнее, чем у динамических микрофонов!

Кто уже имеет опыт в сборке схем и дружит с паяльником – справится, в принципе, с любой схемой. А вот начинающих музыкантов-паяльщиков это может и отпугнуть! Как раз для этого я и решил спаять этот предусилитель и поделиться с вами. Конечно же, и для меня будет польза, я буду использовать его в домашней студии.

У меня уже есть две готовые рабочие схемы предусилителей: первая для динамического микрофона, а вторая для конденсаторного. Первая работает от 9В, вторая от двухполярного питания +-15 В и с фантомным питанием +48 В.

Добавлю попутное примечание! Есть ещё вариант покупки конденсаторного USB-микрофона – так было бы проще. Но всё же я решил вложить деньги в покупку новой звуковой карты. Кстати, можно было бы купить и звуковую карту в виде USB-аудиоинтерфейса с уже встроенным микрофонным входом, предусилителем и фантомным питанием – это уже готовое решение! Но мне, по ситуации, требуется именно встраиваемая звуковая карта, поэтому паяльник, всё-таки, пришлось включать.

Для удобства я решил сделать один универсальный предусилитель для обоих микрофонов. Мало того, схема ещё должна быть несложной, с однополярным питанием, да ещё и с фантомным питанием! В моей ситуации решение было найдено! Я погрузился в интернет и начал исследовать материалы по этой теме.

По питанию самого предусилителя вопросов не было. Схемы с операционными усилителями могут быть как с двухполярным, так и с однополярным питанием. Мне удалось найти простой симметричный микрофонный усилитель с однополярным питанием.
Вот ссылка — http://e-dep.ru/konvertery-adaptery/mikrofonnyy-usilitel-ne5532.html.

Первая задача была решена. Осталось разобраться с фантомным питанием. Стандартным, в звукотехнике, считается напряжение в 48 В. Многовато! А можно ли поменьше? Оказывается можно! Посмотрел форумы, почитал статьи… Люди называли разные варианты уменьшенного напряжения фантомного питания – даже в целые разы! Уже теплее. Потом мне попалась одна интересная и логичная мысль, что надо смотреть технические характеристики конкретного микрофона – там и можно узнать, что к чему. Я посмотрел на сайте производителя подробное описание и всё прояснилось. Мой микрофон AKG C5 работает с фантомным питанием от 9 до 52 В. Отлично!

Думаю, дай проверю! У меня как раз есть рабочий спаянный предусилитель. Вместо 48 я подал фантомное стабилизированное питание 9 В от блока питания гитарной педали. И всё получилось, разницы на слух я практически не заметил. Замечательно!

Ну что ж, пора переходить к рассмотрению схемы. Как видно, диапазон питающего напряжения весьма широк – это хорошо! Можно использовать любые однополярные блоки питания с напряжением от 9 до 32 В. Главное, очень желательно, чтобы напряжение было стабилизированным! Помехи в звуковом тракте нам не нужны! У гитаристов обязательно найдётся 9-вольтовый блок питания, а в быту есть множество 12-вольтовых, например от всяких роутеров и т.п. Я как раз и решил использовать подобный 12-вольтовый адаптер, всё равно в закромах валяется без дела. А для получения стабилизированных 9 В я задумал использовать микросхему LM7809, для неё как раз получился необходимый запас по вольтажу. ЛМ-ки в архивах я не нашёл, зато обнаружил отечественный аналог КР142ЕН8А. Отлично!

Далее по схеме в цепи питания идёт дроссель, служащий для подавления помех, сглаживания пульсаций тока и т.д. Поскольку напряжение питания планировалось стабилизированным, то я решил дроссель не использовать. В общем, и без него результат меня устроил вполне!

Операционный усилитель – NE5532. На нём схему и собрал. Пробовал аналог TL072 – разницы на слух не заметил. Были в наличии и ходовые операционники 4558, но их даже и не пробовал. Рекомендую на плату впаивать панельки для микросхем. В случае чего, их можно заменить, поэкспериментировать и т.д. На входах операционного усилителя я использовал конденсаторы не 1 мкФ, а меньшего номинала — 100 нФ, чтобы уменьшить количество НЧ при использовании динамического микрофона. Лучше их потом, при обработке добавить.

Потенциометр «Усиление» был реализован не на плате, а на вынос. Номинал на 1 кОм не нашёлся, использовал наш на 680 Ом – всё нормально работает! На выходе предусилителя, я скорее всего в дальнейшем добавлю регулятор громкости. В принципе – это готовый предусилитель для динамического микрофона. Но это ещё не всё!

Теперь рассмотрим вторую часть схемы – входную цепь для конденсаторного микрофона и подключение к ней фантомного питания.

Вместо стандартных 48 В мы будем подавать 9 В через включатель. Резисторы, через которые фантомное питание подаётся на сигнальные цепи, имеют стандартный номинал — 6,8 кОм. Но, поскольку напряжение фантомного питания будет подаваться примерно раз в 5 меньше стандартного, то и сопротивление резисторов я решил уменьшить. Поставил по 1 кОм. При тестировании схемы я замерял напряжение после резисторов – оно было чуть меньше 9 В. Всё работало нормально! Думаю можно применить номинал и поменьше, например – 680 Ом. На ваше усмотрение!

Конденсаторы на входе. Здесь указаны неполярные на 22 мкФ. Они понижают на 3 дБ частоту 12 Гц, для выравнивания отклика до частоты 20 Гц. У меня таких не нашлось, решил использовать обычные электролитические полярные. Глянул в оригинальную статью — в этом случае их положительные выводы должны быть со стороны микрофонного входа. Покопался в архивах, нашлись на 10 мкФ, их и впаял. Некритично!

Диоды Зенера используются для ограничения максимального напряжения, приложенного к микрофонному входу. Они служат для защиты конденсаторного микрофона при его подключении, в случае, если фантомное питание уже включено! Вообще, с конденсаторными микрофонами надо обращаться осторожно, перед их подключением надо убрать на «ноль» входной уровень предусилителя или микшерного пульта, а фантомное питание должно быть отключено! Для контроля включения фантомного питания я сделаю световую индикацию на светодиоде. Здесь используются диоды Зенера на напряжение 10 В и мощностью 1 Вт. У меня таких не нашлось, поставлю позже.

10-омные резисторы практически не влияют на уровень входного сигнала. Они служат для ограничения пикового тока диодов Зенера. Я их оставил, как есть.

Теперь перейдём к финальной схеме. Не факт, что это окончательный вариант, может быть эксперименты с ней ещё продолжатся, посмотрим… Я сделал вариант с 12-вольтовым питанием и стабилизацией на 9 В. В данном случае следует применять стабилизатор LM7809, за неимением которого был использован отечественный аналог КР142ЕН8А.

После стабилизатора питание идёт на операционный усилитель, а также в цепь фантомного питания конденсаторного микрофона через переключатель. Для индикации включения фантомного питания используется светодиод, гасящее сопротивление для которого подбирайте по вашей ситуации. В общем-то вы и так всё видите.

Для желающих собрать схему я предлагаю файл макета платы в формате Sprint Layout 6. Ссылка для скачивания — пожалуйста. Вы сможете отредактировать расположение деталей, дорожек и надписей на своё усмотрение. Ну а далее изготовите саму плату по любой доступной вам технологии. Я использую ЛУТ – лазерно-утюжную.

А вот фотография готовой печатной платы предусилителя. Она достаточно простая. В закромах мастерской я нашёл металлический корпус от старой отечественной педали «Лель», в него пока и поместил преамп.

Само-собой были записаны и сэмплы – как динамического так и конденсаторного микрофонов. Давайте их послушаем:

Применялась только нормализация, без эквалайзеров. Как видно — уровень шумов очень низок, что порадовало! На этом я буду заканчивать свой рассказ. Результатом я доволен, но продолжение эксперимента может и быть, посмотрим… До новых встреч!

Преамп для конденсаторного микрофона, вещь специфическая и нужная, хотя и не всем. Кто-то приобретает его, ну а кто-то делает сам! А предыстория этого проекта такова. В моей домашней студии есть три типа микрофонов: электретный, динамический и конденсаторный. Электретный я иногда подключаю к видеокамере при съёмке. Динамический используется для записи закадрового голоса в видеофильмах. А конденсаторный я применяю для закадрового голоса и при записи вокальных партий в песнях.

Электретный микрофон в этом проекте рассматриваться не будет. А вот про подключение динамического и конденсаторного микрофонов к звуковой карте компьютера мы и поразмышляем. Технические термины я раскрывать не буду, вы можете посмотреть их значения в интернете. Я постараюсь подать материал попроще – суть проекта именно в этом.

Для подключения микрофонов в линейный вход звуковой карты требуется предварительное усиление сигнала и согласование сопротивлений. В этом нам и поможет предварительный микрофонный предусилитель. Микрофонный вход компьютера мы не рассматриваем, он предназначен для электретных микрофонов!

С динамическими микрофонами дело обстоит попроще. Для них существует множество схем предусилителей – как простых, так и сложных. Их подключение может быть как симметричным, так и не симметричным. А вот с конденсаторными микрофонами ситуация иная! Для них требуется именно симметричное подключение и, так называемое, фантомное питание. Конечно, таких схем предусилителей тоже хватает, но всё же, в общем, их реализация посложнее, чем у динамических микрофонов!

Кто уже имеет опыт в сборке схем и дружит с паяльником – справится, в принципе, с любой схемой. А вот начинающих музыкантов-паяльщиков это может и отпугнуть! Как раз для этого я и решил спаять этот предусилитель и поделиться с вами. Конечно же, и для меня будет польза, я буду использовать его в домашней студии.

У меня уже есть две готовые рабочие схемы предусилителей: первая для динамического микрофона, а вторая для конденсаторного. Первая работает от 9В, вторая от двухполярного питания +-15 В и с фантомным питанием +48 В.

Добавлю попутное примечание! Есть ещё вариант покупки конденсаторного USB-микрофона – так было бы проще. Но всё же я решил вложить деньги в покупку новой звуковой карты. Кстати, можно было бы купить и звуковую карту в виде USB-аудиоинтерфейса с уже встроенным микрофонным входом, предусилителем и фантомным питанием – это уже готовое решение! Но мне, по ситуации, требуется именно встраиваемая звуковая карта, поэтому паяльник, всё-таки, пришлось включать.

Для удобства я решил сделать один универсальный предусилитель для обоих микрофонов. Мало того, схема ещё должна быть несложной, с однополярным питанием, да ещё и с фантомным питанием! В моей ситуации решение было найдено! Я погрузился в интернет и начал исследовать материалы по этой теме.

По питанию самого предусилителя вопросов не было. Схемы с операционными усилителями могут быть как с двухполярным, так и с однополярным питанием. Мне удалось найти простой симметричный микрофонный усилитель с однополярным питанием.
Вот ссылка — http://e-dep.ru/konvertery-adaptery/mikrofonnyy-usilitel-ne5532.html.

Первая задача была решена. Осталось разобраться с фантомным питанием. Стандартным, в звукотехнике, считается напряжение в 48 В. Многовато! А можно ли поменьше? Оказывается можно! Посмотрел форумы, почитал статьи… Люди называли разные варианты уменьшенного напряжения фантомного питания – даже в целые разы! Уже теплее. Потом мне попалась одна интересная и логичная мысль, что надо смотреть технические характеристики конкретного микрофона – там и можно узнать, что к чему. Я посмотрел на сайте производителя подробное описание и всё прояснилось. Мой микрофон AKG C5 работает с фантомным питанием от 9 до 52 В. Отлично!

Думаю, дай проверю! У меня как раз есть рабочий спаянный предусилитель. Вместо 48 я подал фантомное стабилизированное питание 9 В от блока питания гитарной педали. И всё получилось, разницы на слух я практически не заметил. Замечательно!

Ну что ж, пора переходить к рассмотрению схемы. Как видно, диапазон питающего напряжения весьма широк – это хорошо! Можно использовать любые однополярные блоки питания с напряжением от 9 до 32 В. Главное, очень желательно, чтобы напряжение было стабилизированным! Помехи в звуковом тракте нам не нужны! У гитаристов обязательно найдётся 9-вольтовый блок питания, а в быту есть множество 12-вольтовых, например от всяких роутеров и т.п. Я как раз и решил использовать подобный 12-вольтовый адаптер, всё равно в закромах валяется без дела. А для получения стабилизированных 9 В я задумал использовать микросхему LM7809, для неё как раз получился необходимый запас по вольтажу. ЛМ-ки в архивах я не нашёл, зато обнаружил отечественный аналог КР142ЕН8А. Отлично!

Далее по схеме в цепи питания идёт дроссель, служащий для подавления помех, сглаживания пульсаций тока и т.д. Поскольку напряжение питания планировалось стабилизированным, то я решил дроссель не использовать. В общем, и без него результат меня устроил вполне!

Операционный усилитель – NE5532. На нём схему и собрал. Пробовал аналог TL072 – разницы на слух не заметил. Были в наличии и ходовые операционники 4558, но их даже и не пробовал. Рекомендую на плату впаивать панельки для микросхем. В случае чего, их можно заменить, поэкспериментировать и т.д. На входах операционного усилителя я использовал конденсаторы не 1 мкФ, а меньшего номинала — 100 нФ, чтобы уменьшить количество НЧ при использовании динамического микрофона. Лучше их потом, при обработке добавить.

Потенциометр «Усиление» был реализован не на плате, а на вынос. Номинал на 1 кОм не нашёлся, использовал наш на 680 Ом – всё нормально работает! На выходе предусилителя, я скорее всего в дальнейшем добавлю регулятор громкости. В принципе – это готовый предусилитель для динамического микрофона. Но это ещё не всё!

Теперь рассмотрим вторую часть схемы – входную цепь для конденсаторного микрофона и подключение к ней фантомного питания.

Вместо стандартных 48 В мы будем подавать 9 В через включатель. Резисторы, через которые фантомное питание подаётся на сигнальные цепи, имеют стандартный номинал — 6,8 кОм. Но, поскольку напряжение фантомного питания будет подаваться примерно раз в 5 меньше стандартного, то и сопротивление резисторов я решил уменьшить. Поставил по 1 кОм. При тестировании схемы я замерял напряжение после резисторов – оно было чуть меньше 9 В. Всё работало нормально! Думаю можно применить номинал и поменьше, например – 680 Ом. На ваше усмотрение!

Конденсаторы на входе. Здесь указаны неполярные на 22 мкФ. Они понижают на 3 дБ частоту 12 Гц, для выравнивания отклика до частоты 20 Гц. У меня таких не нашлось, решил использовать обычные электролитические полярные. Глянул в оригинальную статью — в этом случае их положительные выводы должны быть со стороны микрофонного входа. Покопался в архивах, нашлись на 10 мкФ, их и впаял. Некритично!

Диоды Зенера используются для ограничения максимального напряжения, приложенного к микрофонному входу. Они служат для защиты конденсаторного микрофона при его подключении, в случае, если фантомное питание уже включено! Вообще, с конденсаторными микрофонами надо обращаться осторожно, перед их подключением надо убрать на «ноль» входной уровень предусилителя или микшерного пульта, а фантомное питание должно быть отключено! Для контроля включения фантомного питания я сделаю световую индикацию на светодиоде. Здесь используются диоды Зенера на напряжение 10 В и мощностью 1 Вт. У меня таких не нашлось, поставлю позже.

10-омные резисторы практически не влияют на уровень входного сигнала. Они служат для ограничения пикового тока диодов Зенера. Я их оставил, как есть.

Теперь перейдём к финальной схеме. Не факт, что это окончательный вариант, может быть эксперименты с ней ещё продолжатся, посмотрим… Я сделал вариант с 12-вольтовым питанием и стабилизацией на 9 В. В данном случае следует применять стабилизатор LM7809, за неимением которого был использован отечественный аналог КР142ЕН8А.

После стабилизатора питание идёт на операционный усилитель, а также в цепь фантомного питания конденсаторного микрофона через переключатель. Для индикации включения фантомного питания используется светодиод, гасящее сопротивление для которого подбирайте по вашей ситуации. В общем-то вы и так всё видите.

Для желающих собрать схему я предлагаю файл макета платы в формате Sprint Layout 6. Ссылка для скачивания — пожалуйста. Вы сможете отредактировать расположение деталей, дорожек и надписей на своё усмотрение. Ну а далее изготовите саму плату по любой доступной вам технологии. Я использую ЛУТ – лазерно-утюжную.

А вот фотография готовой печатной платы предусилителя. Она достаточно простая. В закромах мастерской я нашёл металлический корпус от старой отечественной педали «Лель», в него пока и поместил преамп.

Само-собой были записаны и сэмплы – как динамического так и конденсаторного микрофонов. Давайте их послушаем:

Применялась только нормализация, без эквалайзеров. Как видно — уровень шумов очень низок, что порадовало! На этом я буду заканчивать свой рассказ. Результатом я доволен, но продолжение эксперимента может и быть, посмотрим… До новых встреч!

Оцените статью
gidpotolok.ru
Добавить комментарий