Зооморфный орнамент для детей

Алла Мокрецова
Знакомство с орнаментом

Орнамент – в переводе с латинского языка означает украшение.

Орнамент обычно не является самостоятельным, а украшает какой – нибудь предмет. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Характерной чертой орнамента является его ритмичность, повторы, то есть чередование элементов узора. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

По форме орнаменты бывают замкнутые, бесконечные и сетчатые.

Замкнутый орнамент может быть заключен в какую – либо геометрическую фигуру – квадрат, круг, овал и т. п.

Бесконечный орнамент имеет форму ленты или полосы (кайма, фризы, бордюры, бесконечно распространяющиеся в одном направлении, чаще всего в горизонтальном. Имеет ограничение снизу и сверху.

Фриз – композиция, которая предназначена для оформления декора стены здания верхней части снаружи или внутри.

Бордюр – это полоса, которая подчеркиваем края тот или иной плоскости, а так же объемной формы.

Кайма — узкая полоса, обрамляющая плоскость.

Сетчатый орнамент строится на геометрической основе и располагается во всех направлениях. Его форма напоминает сетку из геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, параллелограммов, ромбов, треугольников).

Широкое распространение орнамент получил в народном творчестве. Народный орнамент национально своеобразен и в нём отражаются местные особенности растительного и животного мира.

На вид орнамент не приметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Для русского орнамента характерны исключительное богатство геометрических форм, растительных мотивов, изображение птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.

Виды орнаментов:

геометрические – состоящие из геометрических фигур: квадратов, кругов, треугольников, ромбов и т. д., прямых и волнистых линий;

Рисунок с пермогорской росписью.

меандровые – состоящий из беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции;

Образец орнаментов мезенской росписи.

Рисунки детей.

растительные или фитоморфный – состоящие из цветочков, листочков и других элементов растений;

Образцы трёхлопастного листа в пермогорской росписи.

зооморфные – состоящие из фигурок животных.

Образец рисования мезенских коней и утушек.

Рисование узора требует умения точно повторять элементы, правильно их располагать и чередовать, а также подбирать красивые сочетания цветов, цвета тоже должны повторяться.

Все упражнения по зарисовке и составлению орнаментов должны носить творческий характер и не превращаться в механическое копирование.

Дидактический материал для знакомства с казахским орнаментом Казахские орнаменты чрезвычайно многочисленны, их более 200, по происхождению они делятся на две группы: к первой относятся те орнаменты,.

Поделки из пластиковой посуды Воспитатель — это большой ребенок. Вечное желание что-нибудь мастерить, играть, выдумывать, петь, смеяться…Представляю вашему суду свои.

Материал для учащихся изостудии «Самоцветик» (возраст 7-9 лет) по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Основы изобразительной грамоты».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему «Орнамент. Виды орнаментов»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа имени Марии Тенишевой»

Методическая разработка урока

«Орнамент. Виды орнаментов»

По дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Основы изобразительной грамоты». Для учащихся изостудии «Самоцветик» (возраст 7-9 лет)

Автор: преподаватель первой квалификационной категории

Садаускене Инна Николаевна

Черняховск 2014 г.

2. Пояснительная записка:

3. Краткое содержание темы

4. Литература и использованные источники

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовке. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока: «Орнамент. Виды орнаментов».

Обучающая: ознакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к искусству; способствовать формированию художественного вкуса, интереса к учению и навыков самостоятельной работы.

Развивающая: развивать творческое и пространственное мышление, эстетический вкус, воображение и память.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества;

Формировать у учащихся представление о том, что все народы на планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Образовательная: дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике;

Развивающая: развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Методы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядным материалом, демонстрация, практическая работа.

Дидактические средства урока: наглядные пособия – виды орнаментов, подборка иллюстраций работ народных мастеров, работы учащихся прошлых лет.

Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор.

Для учащихся: бумага, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, резинка.

Объяснение нового материала

Анализ детских работ

проверка явки учащихся по журналу;

проверка готовности к уроку.

2. Объяснение нового материала

-Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Ирины Ревякиной:

Оглядись, посмотри, как красиво

Из орнаментов разных узор

На обоях, ковре. Белый с синим

На клеенке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,

На платочках – квадратиков ряд,

И на мамином сереньком платье

На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках

Составляют цветочный набор,

А на стекла зимою налипнет

Из снежинок и льдинок узор.

Ребята, как Вы думаете, о чем мы с Вами будем сегодня говорить?

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (Слайд 2).

2.1. История возникновения орнамента.

А как Вы думаете, откуда появился орнамент?

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга . Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Тоже относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.

Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье.

В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок – молитва (Слайд 3).

2.2 Виды орнамента.

Существуют четыре вида орнаментов:

а) Геометрический орнамент.

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий точек и их комбинаций.

Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования.

Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер (Слайд 4).

Элементы геометрического орнамента:

линии — прямые, ломаные, кривые;

геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

б) Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах народного творчества. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко — тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д.

Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а различных вариаций таких мотивов существует бесчисленное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. (Слайд 5).

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей (Слайд 6).

г) Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Слайд 7).

2.3 Типы орнамента.

Выделяют следующие типы орнаментов:

а) Орнамент в полосе (ленточный ). Строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой или кривой линии. Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п. (Слайды 8-11).

б) Замкнутый орнамент. Это орнамент, в котором декоративные элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия). Чаще всего используется для украшения тарелок, скатертей, салфеток и т.д. (Слайды 12-20).

Называется так потому, что его композиция строится при помощи сетки, с ритмичным чередованием одного или нескольких мотивов. Эти орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях.

Простейший сетчатый орнамент представляет собой сетку из параллелограммов. Он характерен в большей степени для тканей и обоев, применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. (Слайды 21-22).

2.4. Применение орнамента

Орнамент повсюду окружает нас в повседневной жизни. Он служит украшением зданий, сооружений, мебели, оружия, тканей и других предметов, относящихся к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графике и плакате. Украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством, являясь одной из самых необходимых в человеческой деятельности гибких форм творчества (Слайды 23-33).

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

Какие основные виды орнаментов бывают?

Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Назовите области применения орнамента в своей жизни?

3. Практическая работа

Выполнить орнаментальную композицию в полосе, используя тот вид орнамента, который ребятам больше всего понравился. Учащимся представляется полная творческая свобода, оказывается при необходимости индивидуальная помощь. Во время работы над орнаментом возможно звучание русских народных мелодий или песен. По окончанию работы устраивается маленькая импровизированная выставка.

Завершение урока. Анализ работ.

Анализ результатов проводится по трем направлениям:

Уровень владения приемами построения орнамента;

Выразительность и цветовой настрой придуманной композиции;

Аккуратность в выполнении работы.

Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.

5.Литература и другие источники информации

Русские орнаменты Составитель В. Ивановская Издательство: Издательство В. Шевчук; 2003

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969 — 1978 гг.;

Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99;

Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944;

Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950;

Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.

О. Расинэ. Орнамент всех времен и стилей. Т. 1-2. М., Белый город, 2007, 719 с.

Главная > Методическая разработка

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете — геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения — переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап — трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) — составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани — это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент — это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней — такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким — линия, прямоугольник, эллипс.

Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

— фигуры с одной плоскостью симметрии,

— фигура с двумя плоскостями симметрии,

— с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.

Оцените статью
gidpotolok.ru
Добавить комментарий